Депутаты Госдумы единогласно приняли в первом чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2018 года предлагается установить МРОТ в 9489 руб. в месяц, а с 2019 года – в размер прожиточного минимума в целом по России за II квартал предыдущего года. При этом если эта величина уменьшится, то МРОТ останется прежним. По данным Минтруда, во втором квартале 2017 года прожиточный минимум составлял 11 163 руб.

Для реализации инициативы в 2018 году на повышение заработной платы работников бюджетной сферы понадобится 26,2 млрд руб., в 2019 году – 43,9 млрд руб., говорится в финансово-экономическом обосновании законопроекта. В 2020 году дополнительных средств не потребуется. При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц.

С 1 июля 2017 года МРОТ равен 7800 руб. в месяц. По данным Росстата за апрель, 4 млн. человек, среди которых 1,6 млн. человек работают в бюджетной сфере, имеют зарплату ниже прожиточного минимума.

Ст. 133 Трудового кодекса запрещает на всей территории России устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) ниже прожиточного минимума. Однако действие нормы приостановила ст. 421 ТК, которая ввела поэтапное повышение МРОТ.

Законодатели также предложили внести изменения в порядок установления величины прожиточного минимума в целом по России, а также продлить действующую потребительскую корзину на 2018–2020 годы. По закону потребительская корзина определяется не реже раза в пять лет, а в 2018 году истекает очередной пятилетний срок, что может затруднить реализацию мероприятий по повышению МРОТ.

Кроме того, авторы законопроекта предлагают исключить из закона «О государственной социальной помощи» ст. 7, по которой в субъекте с неустановленным МРОТ его величина приравнивается к размеру, обозначенному Правительством России. Статья утратила актуальность, так как уже все субъекты определились с размером МРОТ.

Депутаты заметили и правовую коллизию: нормы Арбитражного процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства и Гражданского процессуального кодекса противоречат ст. 3 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». По ней применение МРОТ допускается только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. В то же время выше обозначенные кодексы допускают применение МРОТ для реализации публично-правовых обязательств. Законодатели предлагают размер таких компенсаций с 2018 года устанавливать Правительству.

Новость опубликована 20.11.2017г. в 08:01