Федеральным законом от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Документ прописывает приоритет ремонта автомобиля потерпевшего над выплатой ему денежных средств.
Понятие «страховая выплата» заменено более широким понятием «страховое возмещение», в которое включается наряду с выплатой денежных средств потерпевшему, возмещение путем осуществления ремонта транспортного средства. Изменения коснутся случаев причинения вреда легковым автомобилям, находящимся в собственности граждан и зарегистрированным в Российской Федерации. Можно отметить следующие основные нововведения. По общему правилу в случае причинения вреда указанным транспортным средствам возмещение будет осуществляться путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего. Возмещение в денежной форме можно будет получить лишь в следующих случаях: - полной гибели транспортного средства; - смерти потерпевшего; - причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения; - потерпевший является инвалидом, имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения; - стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму (400 000 рублей) или лимит европротокола (50 000 рублей) либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; - выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в тех случаях, когда ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта либо в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта на указанной потерпевшим при заключении договора ОСАГО станции технического обслуживания; - по соглашению между страховщиком и потерпевшим. При проведении восстановительного ремонта легковых автомобилей граждан нельзя будет использовать бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (если иное не предусмотрено соглашением страховщика и потерпевшего). При этом не будет учитываться износ подлежащих замене комплектующих изделий. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен будет осуществляться станцией технического обслуживания, осуществляющей сервисное обслуживание транспортных средств на основании договора с производителем или импортером (дистрибьютором) транспортных средств соответствующих марок. Максимальная длина маршрута от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не должна будет превышать 50 километров (кроме случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно). Срок проведения восстановительного ремонта не должен будет превышать 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи его страховщику для организации транспортировки до места проведения ремонта. В случае нарушения срока ремонта страховщик будет обязан уплатить потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от размера страхового возмещения за каждый день просрочки (но в общей сложности не более суммы страхового возмещения). Помимо перечисленных изменений, закреплена также возможность прямого возмещения убытков в случае ДТП с участием более двух транспортных средств. Рассматриваемый закон вступит в силу 28 апреля 2017 года. Установленные им правила будут применяться к договорам ОСАГО, заключенным после этой даты. Новые правила прямого возмещения убытков вступят в силу 25 сентября 2017 года и будут применяться к ДТП, имевшим место после вступления соответствующих изменений в силу. Информация подготовлена с использованием ИПО "Гарант"