Согласно ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях такая мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительствана территории РФ;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Так, планируется разрешить назначать меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии у него непогашенной или неснятой судимости.Авторы законопроекта отмечают, что на практике органы внутренних дел сталкиваются с проблемой невозможности применения заключения под стражу лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость по преступлениям небольшой тяжести, то есть за которые установлено наказание до трех лет лишения свободы. "Так, с одной стороны, у дознавателя (следователя) имеются все основания предполагать, что лицо может продолжать заниматься преступной деятельностью, а с другой – исключительных оснований для заключения его под стражу, предусмотренных статьей 108 УПК РФ, не имеется", – подчеркивают разработчики инициативы.